Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области
Центр развития дополнительного образования детей
Год основания2012 годЯзыки образованияРусский

ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЕ, КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Хилханова Любовь Николаевна,

и.о. старшего методиста ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»,

 lyubovhilhanova@mail.ru

План:

1. Проект и исследование.

2. Памятка педагогу: как проводить исследовательскую работу с детьми.

3. Экспресс - исследования.

4. Как систематизировать результаты детских учебных исследований.

5. О результате исследования.

6. Литература.

 

1. Проект и исследование Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

 

2. Памятка педагогу: как проводить исследовательскую работу с детьми.

Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:

• Всегда подходить к проведению этой работы творчески.

• Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.

• Не сдерживать инициативу детей.

• Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.

• Не спешить с вынесением оценочных суждений.

• Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

• Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.

• Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.

• Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

 

3. Экспресс - исследования.

Исследовательская работа предполагает длительное, индивидуальное или коллективное исследование. Но возможна и очень результативна форма организации исследовательского обучения - «экспресс-исследование». Она также предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.

Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом или выбранной самостоятельно тематике. Например, отправляясь на экскурсию или прогулку после учебного дня, дети получали индивидуальные задания для проведения эмпирических (наблюдение, эксперимент) исследований по биологии.

Чтобы работа была эффективной, и учащиеся поняли суть исследовательского подхода к проблеме, проводится предварительная беседа о методах исследования. Это ключевой вопрос исследования. Для этого детям демонстрируются карточки или картинки, схематически изображающие основные методы исследования.

Далее можно предложить детям готовые темы или предметные картинки для выбора объекта исследования. Например: «Исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы», «Какие растут деревья», «Охарактеризовать «розу ветров» в окрестностях школы», «Выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе», «Понаблюдать, как зимуют травы», «Как ложится снег», «Какие насекомые живут на территории школы и как они ведут себя зимой», «Как и почему люди прокладывают тропинки по территории двора» и т.п.

Возможны и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс - исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу.

Теоретические экспресс - исследования технически сложны, однако при этом в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать к предметным дисциплинам. В школе для этого желательно иметь богатый библиотечный фонд с выходом в интернет, какой-либо центр проектно-исследовательской работы, где собираются и накапливаются макеты проектов и исследования. Задача детей собрать материал, используя разные методы исследования. Так эмпирические работы могут перерастать в теоретические и наоборот - теоретические в эмпирические.

Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Мы проводим его обычно в виде конференции. Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения.

Обязательный элемент - вопросы к докладчику и краткое обсуждение сообщения.

 

4. Как систематизировать результаты детских учебных исследований.

Мы уже отмечали, что исследовательское обучение всегда, и не без оснований, обвиняли в хаотичности, спонтанности, отсутствии систематичности. Чтобы частично избежать этого, нами был разработан специальный классификатор тематики детских исследований, изложенный выше.

Для повышения информативности детского исследования и обучения ребенка умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации полученных данных. Вопросы, содержащиеся в этой схеме, способны стать специфическими ключами к поиску.

Например, область знаний - «Зоология»:

• Систематика.

• Строение.

• Образ жизни.

• Значение в природе.

Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, жирафы, киты и др.), и данные «ключи» помогут «открыть двери в неизвестное». С их помощью можно систематизировать полученные знания.

Практически так же с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из биологии растений, раздела «Человек».

 

5. О результате исследования.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками - доклад, макет, проект, отчет и тому подобное. Второй - самый важный, назовем его педагогическим.

Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги макет. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

 

6. Литература:

Савенков Александр Ильич. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей