Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области
Центр развития дополнительного образования детей
Год основания2012 годЯзыки образованияРусский

Краеведческая работа – это образ жизни, укрепляющий связь поколений

Краеведческая работа – это образ жизни, укрепляющий связь поколений
Краеведческая работа – это образ жизни, укрепляющий связь поколений

03 апреля 2024 г.

Текст
Фото

Очный этап Всероссийского конкурса краеведческих работ «Историко-культурное и природное наследие Сибири» проходил 20-22 марта в г. Иркутске и в п. Листвянка (на оз. Байкал). Участники поделились своими впечатлениями и оставили отзывы о стендовой защите работ, об образовательной и культурной программе конкурса.

 

С каждым годом в ряды краеведов вливаются новые силы, в этом году на заочный тур конкурса поступило более 125 исследовательских работ, в том числе новичков, тех, кто впервые стал участником этого марафона. Из них 89 человек, чьи работы получили высокую оценку экспертов, приехали на Байкал. Они представляли Кемеровскую, Томскую, Тюменскую, Иркутскую области, Алтайский край, республики Горный Алтай и Тыву, Ребятам была предоставлена возможность представить свои проекты в виде стендовой защиты, и не только ответить на вопросы экспертов,  но и  в живом общении получить консультацию, совет, рекомендацию. Возможность такого взаимодействия предопределила комфорт участников, которые не просто не боялись представлять работу перед экспертами, учителями и другими учащимися, но и самостоятельно зазывали слушателей к своей работе! Практически каждый отзыв о конкурсе содержит заслуженную похвалу в адрес экспертов на стендовом представлении.

 

Эксперты при подведении итогов на всех секциях неизменно отмечали высокий уровень работ, и, что не менее важно, высокий уровень подготовки учащихся.  

Каждая работа была интересной, заслуживающей внимания. Удивительно, что многие ребята к своим исследованиям подключили родных. Так, Виктория Арцимович из томской гимназии № 13 (она вошла в число победителей секции «Культура народов Сибири») привлекла к работе папу. Для ее краеведческого исследования  он смастерил кустарную картофелетерку, благодаря  которой томичка получила из картофеля мезгу, превратив ее в крахмал. Юлия Шахабудинова изготовила национальный чувашский костюм и украшения, в этом ей тоже помогала родня, даже живущая в других регионах.

 

Многие ребята с удовольствием изучают свою малую родину, например Николай Назаров из школы № 1 поселка Михайловка Черемховского района вошел в число победителей номинации с работой «Улицы поселка Михайловка: Советская-Базарно-вокзальная». Николай пишет, что в поселке владельцами красивых домов-крестовиков и пятистенок были состоятельные люди – об этом говорят размеры и украшение домов. «Особенностью пятистенков была одна несущая стена, которая разделяла дом на две части. Открытый сруб покрывался кровлей, материалом для которой было железо и дранка. Отличительная черта таких домов это пирамидовидная, четырехскатная или двухскатная крыши. Под свесом кровли карниз опоясывался ажурным поясом деревянных, резных украшений, напоминающих по форме груды небесные или раскрывающийся цветок. Наличники окон этой части улицы в целом напоминают «сибирское барокко» – виды объемных завитков в форме цветов (лотоса) или напоминающих ростки пшеницы», – пишет в своей работе юный исследователь.

 

Победителями также стали Римма Богданова из села Тунгуска, и Галина Никитина из поселка Верхний Булай. Галина Никитина изучала свою родословную: ««Мой прадед Яков – поляк, был сослан в Сибирь из Польши. Пришел по этапу, закованный в кандалы. И фамилия его была польская - Стоньякъ. Позже она видоизменялась и звучала уже Стоньяков, потомки уже были Станниковы. В настоящее время она звучит – Станиковы. В Верхнем Булае мои предки обосновались, завели семьи и пустили корни. На нашем сельском кладбище, есть место, где лежат огромные камни, рядом находятся могилы Станикова Ивана Константиновича и Станиковой Пелагеи Викуловны. По рассказам моей мамы, это место захоронения всех наших предков».  

За несколько дней, проведенных на Байкале, участники конкурса получили прекрасные впечатления и  упорством, трудом и терпением завоевали победы, которые могут стать новым рубежом в жизни, за которым будут еще более яркие победы и успешные начинания.  

Конкурс оставил много благоприятных впечатлений и отзывов от учащихся и педагогов: «Хочется отметить возможность общения с экспертами – кандидатами, докторами наук, опытными педагогами», – отмечает Анастасия Гаврикова, ученица 11 класса, победитель конкурса в секции «История Сибири». «Благодарим экспертов за чуткость, бесценные советы и рекомендации», – отмечает Аяна Кара-Сал (педагог, Республика Тыва).

 

У детей и педагогов также была возможность попробовать себя в качестве экспертов: специально для них было организовано отдельное голосование. Все старались дать максимально объективную оценку, что, по итогу, привело к тому, что и у учащихся, и у педагогов совпал победитель! Безусловным лидером в секции «Культура народов Сибири» стала Полина Плехова, ученица 11 класса из Томской области. Все отметили ее трепетное отношение к работе, посвященной передвижному мини-музею «Затёски», погруженность в материал, высокий уровень подачи информации. Чудесное название «Затёски» появилось само: изучая особенности жизни эвенкийских семей, юные краеведы узнали, что когда охотник идет по тропе, он оставляет затёски на деревьях, чтобы не сбиться с пути и вернуться домой. Наверное, каждый человек хочет следовать по верному пути, так и назвать мини-музей. Полина с удовольствием отвечала на вопросы экспертов и участников конкурса.

Стоит отметить, что и организаторы конкурса получили немало добрых слов в свой адрес за организацию события. Программа на «Историко-культурном и природном наследии Сибири» была насыщенной: в ней, кроме стендового представления, были экскурсионно-образовательные программы, программы взаимодействия, методический семинар.

 

«Организаторы продемонстрировали профессионализм, а эксперты поделились ценными знаниями и опытом… Отдельно стоит отметить заботу и внимание, которые были проявлены к каждому участнику мероприятия. Большое спасибо за интересные досуговые мероприятия и вкусное питание. Надеюсь на новые встречи!», – отметила Елена Сметанина, педагог из Иркутской области. Алена Мезенцева, педагог из Иркутской  области подчеркнула: «…Отдельное спасибо организаторам конкурса, которые проявили заботу и чуткость к нам и нашим ребятам. Спасибо за досуговые мероприятия, вкусные обеды, завтраки, ужины. Желаю процветания, до новых встреч».

Мы решили поинтересоваться у детей, что необходимо для победы в конкурсе. Участники из Томской области отметили, что «…нужно очень хорошо знать материал своей работы, упорно готовиться и развивать навыки в подаче материала, притягивать к себе внимание экспертов и, по возможности, подключать к работе дополнительные источники».

По словам руководителя отдела краеведения и музейной работы Маргариты Бородиной, также важно следить за тем, чтобы работа отражала собственный опыт краеведческих исследований, была основана на источниках, их анализе. «Качество работы определяет исследовательский характер работы. Благодарим всех экспертов, учащихся, педагогов, за участие в конкурсе «Историко-культурное и природное наследие Сибири». И ждем через год!».

 

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей