Аналогия костюма с архитектурной имеет некоторый смысл, если мы возьмем за основу сравнения их теоретическую общность — ОБЪЕМ, разумно сооруженный.
В своей практической ценности и задаче оба вида искусства имеют одну цель — защиту, укрытие, покров.
2. С историей костюма эпох барокко и рококо мы познакомимся рассматривая многочисленные портреты, созданные такими художникам как Рубенс, Ван Дейк, Франс Хальс, Вацлав Голлара или Жак Калл, а также бытовые сцены голландских художников, таких, как Дирк Хальс, Якоб Дюк и др.,
3. В начале XVII в. европейская мода все ещё находилась под влиянием Испании,
= костюмы еще сохраняют жесткие линии. Мы видим костюм на жестком металлическом каркасе, скрывающий естественные линии тела и
= стесняющий движения.
= Воротник-стойка заканчивался брыжами или плойкой.
= Брыжи иногда достигли таких размеров, что их язвительно называли жерновами.
= Грудь камзола, рукава, короткие штаны простегивались ватой.
= с помощью ваты наращивались размеры живота.
= Таким путем как бы подчеркивались важность и значимость человека.
= Острословы прозвали эту деталь одежды «гусиным брюхом».
4. Но затем костюм обретают иные черты. Происходит смягчение линий и усложнение кроя.
= Включение ярких цветов в образы мужчин и женщин.
= Формируется новый канон женского костюма, который все туже затягивает дам в корсеты, очерчивая талию.
= Женское платье семнадцатого века лишается каркасной юбки, его линии становятся более динамичными,
= тонкая талия выгодно контрастирует
= с помпезно пышной юбкой и не менее объемными рукавами.
5. костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм.
= Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям —
= прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава. Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды.
6. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен.
В воинском костюме появились также короткие шаровары.
• круглый испанский воротник «мельничный жернов», он же брыжи, еще остается некоторое время в моде, но его уже не крахмалят, и он свободно падает на плечи. Постепенно выходя из моды. После 30 годов 17 века его носили только пожилые люди.
• Мужской костюм стал более свободным и удобным.
• Для его силуэта характерна завышенная талия и довольно длинные панталоны.
• Важной частью костюма аристократа была белая рубашка с кружевными манжетами и широким отложным воротником, также обшитым кружевами. Поверх рубашки надевали камзол с сильно завышенной талией.
• линия которой обозначалась рядом нашитых бантов.
• ПОлы камзола сзади были укороченными, а впереди удлиненными. На широких рукавах имелись декоративные разрезы, сквозь которые виднелась цветная подкладка. Застегивался камзол только на груди, ниже пОлы свободно расходились.
• Узкие панталоны достигали икр и застегивались при помощи пуговицы
• или завязывались лентами. Под них надевали чулки разных цветов.
• Шпага — обязательная принадлежность дворянского костюма, крепилась с левой стороны на перевязи — парчовой или ременной.
• Важными аксессуарами были трость, перчатки с раструбами,
• розетка из лент, которую носили на груди или на плече куртки в честь дамы сердца.
7. Барокко - самый яркий, самый пышный, самый нарядный стиль как в истории искусства, так и в истории костюма.
• Никогда до и никогда после
• мода не была настолько сложной и при этом неимоверно пышной.
• Никогда ранее стиля барокко мужской костюм не был так же изящен и наряден, как и женский.
• Военная одежда примерно до 70-х гг. 17 века еще не была унифицирована,
8. что отчасти послужило причиной буйной фантазии мужчин.
• Нельзя не заметить, что набор предметов в мужском костюме этого времени был схож,
• а все многообразие его декоративных решений достигалось разнообразным сочетанием тканей и использованием разнообразных отделок: 9. рядов застёжек, разрезов, бантов, розеток, позумента, многочисленных кружев,
• широкополых фетровых шляп с большими перьями.
• Особенно нужно обратить внимание на популярность как в мужской, так и в женской моде этих лет,
10. кружевных воротников, которые окончательно вытеснили испанские брыжи.
• на мировую арену выдвинулась могущественная держава короля Людовика XIV.
• Богатству, блеску и экстравагантности Версальского двора
• стремились подражать, в той или иной мере, все дворы Европы. .
11. «Государство – это я» говорил Людовик XIV.
• Удивительно, как его личный выбор в силу его характера и физиологических особенностей затем повлиял на моду целой эпохи
• он был потрясающим танцором, Людовик 14 с детства занимался почти профессионально балетом – для него было важным осанка, походка,
• стать и он ввёл в этикет особое приветствие (реверансы),
• тянуть ножку, быть галантным, иметь ухоженные руки, иметь очень гибкий стан - самая главная цель мужской моды того времени – быть непохожим на мужчину, который работает в полях.
12. Для распространения парижской моды использовали кукол-манекенов (Пандор), одетых по последнему писку пандор рассылали во все уголки Европы. Существует даже такая легенда, что когда везли этих кукол посреди военных сражений, генералы приостанавливали битвы, и пропускали кукол-пандор.
• В конце XVII в. Во Франции стал выходить первый модный журнал «Меркур галант»,
• содержащий иллюстрации
• модной одежды.
13. В мужском костюме произошли изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького камзола стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан — «жюстокор». Вначале его носили военные, но затем он превратился в повседневную и даже придворную одежду.
• Жюстокор плотно облегал фигуру,
• имел длинную талию, множество пуговиц и был пышно украшен впереди. Рукава вначале короткие, позже удлинились, и у них появились широкие цветные манжеты, из-под которых выпускались пышные кружевные манжеты рубашки. Жюстокор застегивался только на груди и до талии, поверх него расправлялось жабо рубашки. В мужском костюме появились карманы. У жюстокора впереди было два кармана с клапанами, но их форма и положение часто менялись.
• По талии жюстокор можно было подпоясать широким шарфом, который завязывали на боку бантом. Под жюстокор поверх рубашки надевали «весту» — распашную куртку, которая застегивалась на талии до середины груди, чтобы было виднее жабо рубашки.
14. Многообразие вещей женского и мужского гардероба в эпоху барокко продолжает расти,
• преобладают распашные и драпирующиеся виды одежды. Под влиянием стиля одежда стала ярче, пышнее.
• Если в 50-60-е гг.
• женский костюм сохранял естественные формы и мягкость линий,
• то уже к 70-м гг. он приобрел вычурность. Одна из излюбленных отделок лифа — «лестница» — декодирование его бантами по всей длине, от выреза до талии (при этом банты сверху вниз уменьшались).
• Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой. Изменилась форма декольте: первоначально овальная, она постепенно превратилась в неглубокое каре. Воротник исчез, вырез лифа обшивался оборкой или кружевами. Пикантность придавали свободно падающие на декольте завитые локонами волосы.
• у юбки появляется шлейф.
• В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками.
• Наиболее популярными тканями у знати и придворных в этот период были атлас, • шелк,
• муар,
• тафта,
• газ,
• тонкая шерстяная ткань Ну и конечно, бархат.
16. Барокко возвело кружево в культ.
• Они используются не только на воротниках и манжетах,
• но и передниках, чепцах,
• чулках и обуви.
• Набирает популярность гипюр.
• В моду вернулась вышивка, под влиянием «версальских мод» широко распространился гобелен,
• который стали активно использовать в декоре костюмов.
17. Обувь, как и одежда в этот период очень разнообразна.
• Преимущественно на каблуках, с пряжками и бантами.
• Носки туфель могли быть как квадратными, так и заостренными.
• По мимо кожи, для изготовления обуви использовались парча и атлас, а также расшитая ткань.
• Появляются такие понятия как «красный каблук,
• пижон»
• – но это отнюдь не оскорбление, напротив комплимент. Модники того времени ходили на высоких каблуках, у самых модных и высокопоставленных каблуки были красные. Пижон в переводе голубь, тоже из названия обуви того времени. Чулки и туфли украшались перьями, бантами, мехом, тем самым напоминая голубиные ноги.
• Высокие каблуки мужчины носили, не только для того, чтобы подчеркнуть изящество походки
•
• и гибкий стан, они были необходимы по мере того,
• как тяжелые рыцарские доспехи заменялись легкими, и нога в стремени должна была иметь специальный упор.
18. Как вы уже заметили, у мужчин была мода на длинные волосы.
• Не все мужчины могли позволить себе такую шевелюру. Поэтому некоторые прибегали к услугам парикмахеров – мастеров по созданию париков. Сначала парики делали максимально похожими на естественную прическу, затем их стали подвивать.
• Со временем парикмахеры стали изощряться в укладке париков и форме буклей (завивки) !!!в конце-концов это же барокко!!!
• Вообще, надо сказать, , и чем заметнее, чем пышнее, чем изысканней был уложен парик, тем больше он нравился женщинам, мужчина ассоциировал себя со львом.
• Посмотрите на форму этого парика. В простонародии такие парики называли рогами, приписывая дьявольское начало самому Людовику.
• По законам того времени – у каждого уважающего себя дворянина должно было быть три парика в течении дня - утром черный, в обед каштановый, а вечером светлый парик. Зачастую чтобы сделать парик светлым его просто обильно припудривали
• И, как видите не только парики… Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам. И ведь даже не обзовешь такого, потому что у него шпага! Мода на парики продлилась на 150 лет.
19. Ослепляющий барочный шик в начале 18 века сменился образами рококо, который во многом заимствовал его черты, но был более выдержанным и менее нервозным.
• Новым стилем в начале XVIII века стало так называемое «летящее платье» кентушь —
• наряд, получившийся из платья «неглиже», популярного в конце правления Людовика XIV.
20. Характерной чертой этого убора был корсаж с крупными складками, струящимися от плеча до земли поверх скругленной нижней юбки.
21. Еще одним типичным женским костюмом эпохи рококо можно назвать платье на французский манер, именно оно стало основным официальным придворным платьем вплоть до начала периода революции. Платье носили поверх корсета
• панье, укрепленных китовым усом
• нижней юбки, во многом похожей НА ТО, что сегодня мы называем просто юбкой
• именно такая конструкция формировала силуэт фигуры в 18 веке.
• (Термин «корсет» не использовали в XVIII веке,
• однако здесь мы прибегли к нему для определения нижнего элемента одежды, укрепленного китовым усом. • Десятилетие проходило за десятилетием, • и в женской одежде менялись лишь декоративные детали, а сам костюм оставался неизменным вплоть до начала Французской революции.
• ---------------
• Волосы поднимались надо лбом на высоту иногда до 60 см и закреплялись на легком каркасе, который устанавливался на макушке головы. Потом их завивали, укрепляли шпильками, помадили, пудрили и украшали лентами, перьями, кружевами, цветами, массой драгоценностей. Поверх прически на голову водружали целые корзины с цветами, фруктами или даже макеты парусных кораблей.
33. Важными элементами одежды дворянина в эпоху рококо считались насыщенные цвета, сложная вышивка, обилие декоративных пуговиц и пышные жабо на шее и груди, а также кружева на манжетах, кружевами мог обшиваться весь кафтан.
• Аби и весткоут (варианты кафтанов)типичного мужского костюма расшивались золотыми, серебряными и разноцветными нитями, блестками, искусственными и драгоценными камнями.
• В Париже размещалось немало мастерских, специализирующихся на вышивании. Ткани, используемые на аби или весткоуты, нередко расшивали еще до раскроя, так, чтобы мужчины могли вначале выбрать свою любимую расцветку или узор, а затем заказать костюм по индивидуальной мерке.
• 2-я половина 18 века — период классицизма в искусстве. Стиль рококо, определивший тенденцию в моде середины 18 века, получил название «позднего рококо». В 70-е годы 18 века значительную роль начинает играть английская мода, связанная с культом чувств, простоты, стремлением сблизиться с природой. Отличаясь большей строгостью формы и цвета, она прежде всего оказала влияние на мужской костюм. Английское дворянство создало удобный по покрою, простой костюм. Состоял он из суконного фрака, короткого жилета, штанов, кожаных сапог с отворотами и круглой шляпы.