Авторы: Крылова Екатерина Сергеевна, заместитель директора
по воспитательной работе, Кибец Светлана Ивановна,
учитель начальных классов, Сурженко Любовь Васильевна,
учитель начальных классов, Сидорова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5»
города Братска Иркутской области (МБОУ «СОШ №5»)
e-mail: e.krylova03@mail.ru
РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Патриотическое воспитание личности одна из важнейших задач педагогики и в тоже время одно из самых сложных направлений воспитания.
Патриотическое воспитание осуществляют разные социальные институты и силы, такие как семья, школа, СМИ, церковь.
Приоритет, безусловно, принадлежит семье и школе, которые имеют возможность влияния на ребёнка на ранних этапах цикла человека (ребёнок – это «чистый лист», с чистого листа, как давно известно, всё начинать намного лучше и эффективнее).
Однако семья, сталкиваясь с реальными социальными экономическими, политическими и иными проблемами далеко не всегда способствуют формированию патриотических чувств детей, а порой даже может формировать у ребёнка антипатриотическую позицию. А если ещё и учесть данные официальной статистики, что родитель тратит на общение с ребёнком 15 минут в день, а значительной части родителям не очём поговорить со своим ребёнком, кроме как о выполнении домашних заданий, то ведущая роль остаётся у педагогов.
Патриотическое воспитание
Эта тема актуальна вчера, сегодня, завтра!
Театральное искусство является важным фактором нравственного, эстетического и гражданского воспитания личности, так как в основе лежит глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. А только пережитые чувства оседают в нас глубоко и надолго.
Поэтому в рамках внеурочной деятельности мы реализуем программу «Театр глазами детей» для учащихся 1-4 классов. Нами сформированы 3 группы учащихся. Эти группы мобильны, состав в течение года может изменяться, быть разновозрастным.
Мы решаем следующие задачи:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
В работе кружка «Театр глазами детей» формируется личность обучающегося и расширяется набор ценностных ориентиров:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
В процессе реализации данной программы нами используются следующие технологии:
- метод наблюдений
- частично-поисковый
- эвристический
- метод проблемного изложения материала
- метод погружения
При проведении занятий соблюдаются принципы системно-деятельностного подхода :
- принцип непрерывности;
- принцип минимакса;
- принцип деятельности;
- принцип психологической комфортности.
Занятия кружка способствуют формированию личностных результатов младших школьников. Нельзя быть патриотом, не зная историю своего народа. Наша школа многонациональное государство, поэтому в школе проходят традиционные мероприятия, связанные с изучением культуры народов России и ближнего зарубежья. Концерты, ярмарки, фестивали, где мы принимаем активное участие, представляя свои театральные постановки, позволяют детям почувствовать себя неотъемлемой частицей своей Родины.
Самой благодатной является тема «Памятные даты», где мы представляем свои театральные постановки.
- День рождения города
- 23 февраля
- 9 мая
Инсценированные песни, литературные произведения, литературно-музыкальные постановки, танцы – всё это результат работы кружка.
Особое внимание уделяем главной дате – 9 мая.
В прошлом году (год кино) весь концерт был поставлен основой на кинофильм «В бой идут одни старики», а в этом году готовили номер по кинофильму «А зори здесь тихие». С подобными номерами мы не раз выходили на городские конкурсы и становились победителями. ??? А вот литературно-музыкальная композиция «Мы за мир» в основе которой лежит инсценирование стихотворения татарского поэта Муссы Джалиля «Варварство» стало участником всероссийского конкурса движения Холокост.
За инсценирование песни «В небе ночные ведьмы» награждены благодарственным письмом в рамках областного конкурса «Победный май».
Формирование патриотизма у младших школьников идёт и средствами литературных произведений известных поэтов и писателей.
В этом учебном году наши воспитанники дважды стали победителями здесь у вас во дворце в конкурсе по инсценированию стихотворений братских поэтов и инсценирование басен Ивана Андреевича Крылова.
А так же в конкурсе «А знаете ли вы сказки?» (произведения Эдуарда Успенского) стали призёрами.
Огромный пласт работы проводится по воспитанию законопослушных граждан РФ.
Вы спросите закон и ребёнок? Да вы не ослышались. Изучая ПДД, мы воспитываем законопослушных граждан. Причём работа не строится на сухих беседах или ознакомлении с дорожными знаками, а опять через театральную деятельность.
Традиционно каждый год мы ставим спектакли по ПДД ( в основе сюжета русская народная сказка), показываем их воспитанникам детских садов №79, 86 и всем параллелям начальных классов, родителям учащихся.
Говоря о патриотическом воспитании, нельзя не сказать и о воспитании любви к родной природе, к бережному отношению и сохранению природных ресурсов. На протяжении многих лет являемся призёрами и победителями городского конкурса «Экология глазами детей». В номинации «Мода из отходов» не просто представляем костюмы из бросового материала, а разыгрываем мини-спектакли с призывом о бережном отношении к родной земле. Экологические акции проходят в виде мини-сценок «Береги природу родного края!», «Пожар это опасно!», «Берегите водные ресурсы», «Не засоряй планету!» и т.д.
Формируем в детях активную жизненную позицию. Настоящий гражданин не должен оставаться равнодушным человеком в любых делах.
Весенняя и осенняя неделя добра, наша помощь ветерану, соберём портфель первоклассника, посылка солдату, экологические акции – не остаются без нашего участия.
В течение нескольких лет созревал проект, который мы собирали по крупицам. В этом учебном году работа по реализации проекта «Необычно в превычном» получила итоговые результаты. Мы стали первыми в городе, а буквально сегодня мы узнали, что стали призёрами на Всероссийском фестивале народной культуры «Наш дом – планета Земля» в рамках международного года языка коренных народов мира в номинации «Фольклорно-обрядовые постановки».
Очень отрадно, что за этот период работы у нас появились социальные партнёры:
- Дошкольные учреждения: МБДОУ «ДСКВ №86», МБДОУ «ДСОВ № 79
- «Дворец творчества детей и молодёжи»
- МБУК «ЦБС»
- Этнографический музей под открытым небом «Ангарская деревня»
- Театр кукол «Тирлямы»
- Братский Драматический театр
- ЭБЦ ü ЮНЕСКО
Изюминкой своего труда считаем, что воспитание патриотов нашей родины идёт
- от детей к детям
- от детей к родителям
- от детей к социуму
Театральная игра является труженицей, помощницей и наставницей.
Литература.
1. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2012.
2. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
3. Петерсон, Л. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя / Л. Петерсон, Д. О'Коннор. - М.: Феникс, 2017. - 320 c.