О.В. Федорова, педагог дополнительного образования,
руководитель ДО «Театр английского языка»
МУ ДО ДДТ «Созвездие» г. Саянск
Программа «Театр английского языка» и ее место среди дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования художественной направленности
Когда мы говорим сегодня о дополнительном образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и уникальный и конкурентоспособный ресурс социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. В сущности, дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Изучение иностранного языка являлось и является востребованным, поэтому учреждения дополнительного образования всегда за то, чтобы на их базе работало детское объединение по изучению иностранного языка.Главное, чтобы программа соответствовала государственным требованиям написания дополнительных общеразвивающих программ и не работала на достижения планируемых результатов основного образования.
Основная цель при обучении иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Театральная деятельность – самая точная модель общения, в ней, как и в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнёров. Театральная деятельность создаёт условия для естественного учебного процесса, где английский язык используется в реальной действительности. Интеграция театральной деятельности и изучения иностранного языка предоставляет возможность выпускникусамоопределения с будущей профессией. А именно, связать свое будущее с театром, или продолжить изучение иностранного языка в языковых ВУЗах.
В Муниципальном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества «Созвездие» города Саянска с 2006 года работает уникальное детское объединение, в котором реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Театр английского языка». Данная программа относится к программам художественной направленности.
Основная цель обучения - развитие языковых компетенций средствами театрального искусства. Одной из основных задач обучения является знакомство с творчеством британских и американских писателей – классиков, приобщение к духовным ценностям, воплощенных в произведениях искусства.
В содержание программы входят следующие разделы:
1. Основы театрального искусства.
2. Актерское мастерство.
3. Культура и техника речи.
4. Ритмопластика.
5. Работа над спектаклем (репетиции спектакля).
6. Грамматика роли (если спектакль на языке).
В репертуаре театрального коллектива произведения таких авторов как М.Твен, О. Генри, В. Шекспир, Д. Дефо, Л. Кэрролл. Р. Киплинг, А. Милн.
В первые годы существования коллектива, обучающиеся детского объединения «Театр английского языка» ставили только сказки на английском языке. Но,потом, стало понятно, что участникам уже «тесно» в сказочном репертуаре. Ребята взрослели, их сознание крепло, родилось желание играть серьезные произведения.Появилась цель – научиться говорить со зрителем через своего персонажа. Но чтобы зритель верил актеру, необходим более высокий уровень театрального мастерства. В следствии чего, содержание дополнительной общеразвивающей программы «Театр английского языка» было пересмотрено, число часов в разделе «Актерское мастерство» было увеличено.
Спектакли в детском объединении ставятся как на английском, так и на русском языках. Это зависит от сложности восприятия содержания пьесы зрителем. Например, спектакль «Последний лист» по новелле О. Генри был поставлен на русском, т.к. непрофессиональным актерам (обучающимся) было бы очень тяжело передатьчерез неродной язык, а именно английский, ту гамму чувств и переживаний, которую испытывали герои новеллы. И наоборот, легкость, приключенческий характер в повести «Приключения Тома Сойера» М. Твена позволилосыграть пьесу на английском языке. ПьесаВ. Шекспира «Укрощение строптивой» была поставлена на русском языке из-за большого объема и стихотворного стиля произведения.
При выборе произведения всегда учитываются творческие способности участников коллектива. Три года назад в коллективе обучались ребята, которые одновременно занимались в музыкальной школе. Пришла идея поставить мюзикл «Эсмеральда и горбун» по мотивам романа французского драматурга В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» на английском языке. Мюзикл имел успех у зрителя.
Обучающиеся детского объединения «Театр английского языка» принимают участие в фестивалях-конкурсах в номинациях «Театральное искусство» и «Художественное слово». Чтобы соответствовать названию «Театр английского языка», для участия в конкурсах подбираются произведения британских и американских авторов. Ребята выступают на русском языке.
И в заключении хотелось бы привести слова французского философа, поэта Ф. Вольтера. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Через театр можно донести до ребенка то, чего он не услышит или не захочет услышать от других. Театр – это разговор «по душам». И не важно, на каком языке идет этот разговор. Главное, чтобы юный актер вырос духовно-нравственной личностью.