Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области
Центр развития дополнительного образования детей
Год основания2012 годЯзыки образованияРусский

Завершился дистанционный Региональный Форум «Концепция развития: инновационный формат дополнительного образования детей Иркутской области»

Завершился дистанционный Региональный Форум «Концепция развития:  инновационный формат дополнительного образования детей Иркутской области»
Завершился дистанционный Региональный Форум «Концепция развития: инновационный формат дополнительного образования детей Иркутской области»

03 февраля 2023 г.

Текст
Фото

28 февраля 2023 года официально завершил свою работу Дистанционный Региональный Форум. Стартовав 14 февраля, Форум объединил 24450 человек, в том числе 115 спикеров и 99 экспертов в сфере образования, которые приняли участие в панельных дискуссиях, круглых столах, мастер-классах и показах спектаклей, конкурсах и тренингах десяти тематических треков, в которых работали 22 секции. В онлайн мероприятиях приняло участие в 1627 человек, в очных мероприятиях – 818.

 

В первый день трехнедельного марафона прошла Торжественная церемония открытия, в которой принял участие министр образования Иркутской области Максим Парфенов. В этот день состоялся круглый стол «Игровые технологии и образовательная среда». По версии Инновационного центра «Сколково», в атлас профессий будущего входит новая профессия – игропрактик. Отметим, специалистов дополнительного образования детей региона игропрактике обучали признанные авторитеты в этой области: Андрей и Иван Комиссаровы. Участники секции учились играть и создавать интересные интеллектуальные игры.

Необычно и интересно состоялась встреча «Цифровые технологии в дополнительном образовании: точки зрения разных поколений». На ней в диалог с профессиональным сообществом вступили сами обучающиеся: спикеры мероприятия - ученицы 10 класса МБОУ СОШ №38 г. Иркутска Татьяна Волченкова и Варвара Ефременко и обучающийся детского технопарка «Кванториум Байкал» Александр Андреев. Ребята, рассуждая о цифровых технологиях, отметили, что они здорово упрощают жизнь и сохраняют время. По общему мнению педагогов и обучающихся, скачок в освоении цифровых технологий в образовательной среде случился во время пандемии коронавируса. Дети пришли к выводу, что педагоги с этой задачей справились, причем в случае необходимости они с готовностью принимали помощь учеников. Ребята подчеркнули, что в вопросе «цифровизации» неплохо бы вернуть институт наставничества, только теперь роли должны поменяться: наставником может выступить молодой специалист, который окажет «скорую цифровую помощь» старшему коллеге. На разных площадках Форума много говорили об искусственном интеллекте. «Я не верю, что в ближайшие сто лет в России учителей заменят нейросети. Ведущим в процессе образования будет человек, а технологии – в помощь», – подвела итог вокруг этой темы ученица 10-го класса Татьяна Волченкова.

К слову, подростки и юношество представили участникам Форума в офлайн формате серию воркшопов по использованию цифровых технологий при создании современных образовательных продуктов.

Профилактику и преодоление школьной неуспешности обсуждали на секции, организатором которой выступил Региональный модельный центр ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей». Аналитик федерального Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Елена Овакимян раскрыла факторы, влияющие на образовательные результаты у детей, а также возможности дополнительного образования для их преодоления. Рассказала о трендах и приоритетах развития дополнительного образования в целом в Российской Федерации. Специалисты Регионального модельного центра представили участникам секции цифровой методический кейс «Преодоление школьной неуспешности». В нем собраны все актуальные нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, информационно-методические ресурсы, региональный реестр дополнительных общеразвивающих программ, составленный на основе мониторинга, а также показатели, по которым можно оценить степень достижения результатов реализуемых дополнительных общеразвивающих программ, направленных на преодоление школьной неуспешности.

Проблема кадров остро стоит во всех отраслях экономики. Ключевой темой круглого стола «Реализация проекта «Агробизнес - школа» стала профориентационная работа со школьниками, проживающими в сельской местности, качественная подготовка нового поколения аграрных специалистов. Опытом работы взаимодействия образовательных организаций сельских школ, учебных заведений и предприятий реального сектора экономики поделились участники круглого стола. Свой опыт работы с 2014 года представила заместитель председателя Совета директоров агробизнес-школ Иркутской области Надежда Боровченко. По ее словам, в проекте участвует свыше 16 тысяч школьников сельских территорий Иркутской области. О сетевом взаимодействии с разноуровневыми образовательными организациями региона рассказали социальные партнеры, которые работают в плотной связке со специалистами Регионального ресурсного центра по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности и другими образовательными учреждениями, например, иркутский филиал Россельхозбанка.

На дискуссии по экологическому образованию обсуждались переход к новому содержанию. Среди участников мероприятия, которое прошло в онлайн формате, были представители Иркутской и Томской областей, Нижнего Новгорода, Бурятии всех уровней образования – от дошкольного до высшего. Перед участниками секции выступила автор «Концепции экологического образования в системе общего образования» Елена Дзятковская, доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования, руководитель сетевой кафедры ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова. После точного и подробного рассказа, она ответила на все вопросы участников мероприятия. О социально- значимых проектах по экологическому образованию, которые реализуются на территории региона, рассказала Вера Шленова, председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы, заслуженный эколог Российской Федерации.

В рамках Форума прошел I Региональный конкурс профессионального мастерства «Лидер 2023». В номинации «Лучший мастер-класс в сфере театрального искусства» на секции «Школьный театр. Рождение волшебства» семь мастер-классов на суд жюри представили участники из Иркутска, Шелехова, Тайшета, п. Михайловка. Победителем конкурса и призером в номинации «Приз зрительских симпатий» с мастер-классом «Выход на импровизацию» стал Глеб Ворошилов, педагог дополнительного образования шелеховского Центра искусств им. К.Г.Самарина, руководитель театральной студии «Чапля». Остальные участники разделили звание лауреатов второй и третьей степени.

Еще одна номинация конкурса «Лидер 2023» – «Педагог–организатор» среди образовательных организаций Иркутской области, в заочном этапе приняли участие 60 педагогов из 35 муниципальных образований. По результатам отборочного тура и решению экспертного жюри в финал конкурса прошли 10 педагогов-организаторов, которые и продолжили конкурсные испытания. В ДК «Юбилейный» иркутского Дома детского творчества № 2 состоялся финал конкурса в этой номинации. По итогам зрительского голосования победителем в номинации «Приз зрительских симпатий» стала Людмила Переславцева, педагог-организатор Дома детского творчества № 2 г. Иркутска. Диплом лауреата I степени был вручен Юлии Харченко, педагогу-организатору Дома детства и юношества г. Черемхово. Участники конкурса профессионального мастерства внесли предложение сделать его ежегодным.

Серию мероприятий в рамках конкурса подготовила сеть детских технопарков. В работе панельной дискуссии, организатором которой выступил «Кванториум Байкал», приняла участие Ирина Кузнецова, заместитель директора ФГБОУ ДО ФЦДО, г. Москва. О том, как выстраивается взаимодействие высшей школы и академических организаций с дополнительным образованием региона рассказал Александр Кононов, проректор по научной работе ИРНИТУ. В завершение панельной дискуссии серию мастер-классов провели наставники детских технопарков «Кванториум Байкал» и «Кванториум Сибирь».

Около 200 специалистов приняли участие в семинаре «Движение ЮИД в Иркутской области. Новый этап». В этом году движению «Юный инспектор дорожного движения» исполняется 50 лет. Красной нитью через весь семинар прошла информация о комплексе торжественных и пропагандистских мероприятий, которые будут проведены в образовательных организациях нашего региона.

Педагоги, которые проводят активную исследовательскую, проектную работу по сохранению историко-культурного наследия нашего региона, работали на секции «Школьные музеи». Ведущий специалист ТФИ по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по СФО Нина Швалёва познакомила участников секции с естественнонаучным направлением в работе музея образовательной организации. Педагоги побывали на экскурсии в геологическом музее отдела краеведения и музейной работы, который был создан в 1976 году. Методические занятия по основным формам работы школьных музеев для участников Форума провели сотрудники филиала «Солдаты Отечества» музея истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова.

Участники региональной команды Всероссийского конкурса «Большая перемена» представили обучающимся школ города Ангарска презентацию этапов Всероссийского конкурса «Большая перемена», а также провели работу в командах, обсудили направления развития конкурса и научили участников решать кейсы.

Участники Форума обсудили также вопросы дополнительного образования детей с инвалидностью, поговорили о сохранении и развитии традиционных видов декоративно- прикладного творчества в регионе. Говорили о системе организации походной деятельности с обучающимися и о детском образовательном отдыхе, о мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, об инновационных методах преподавательской деятельности на занятиях по хореографии и вокалу.

Партнерами Форума стали 40 организаций и ведомств. В десяти тематических треках прошли 22 секции, одна пленарная сессия, девять треков имели от 2-х до 4-х частей с разнообразными формами проведения, 8 круглых столов, 9 панельных и пленарных дискуссий, 7 экспертных и проектных сессий, 7 экспертных и проектных сессий, 6 практико-ориентированных семинаров (онлайн), 5 стратегических сессий, 3 презентационные и информационные площадки; 14 образовательных офлайн-интенсивов и методических банков материалов, 12 воркшопов офлайн, 14 серий мастер-классов по направленностям и предметам ДОД педагогов дополнительного образования Иркутской области, всего: 38 онлайн и офлайн мастер-классов, 3 творческие мастерские и интерактивные выставки, практикум по спортивному туризму на маршрутах, представлено 125 лучших практик ДОД региона. Вышел первый номер Регионального информационно-методического журнала «Дополнительное образование детей. Регион 38».

– От педагога дополнительного образования зависит многое. Вместе с родителями они делают все возможное для реализации ребенка, создают атмосферу благоприятствования всем его талантам и склонностям, укрепляют душевный комфорт и эмоциональное благополучие. Форум был направлен в помощь педагогам региона, чтобы они учились, анализировали тренды, осваивали новые направления в профессии, обменивались опытом. Мероприятия Форума проходили одновременно на разных площадках, в смешанном формате: онлайн, очно, офлайн и в разных городах региона – Ангарске, Братске, Иркутске, Усолье-Сибирском, Шелеховском районе. «Форум был масштабным, ярким и насыщенным. Все получили массу положительных эмоций, заряд творческой энергии, новый опыт и знания», – отметила Евгения Бессонова, директор ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области».

Напомним, 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Дистанционный Региональный Форум, который объединил профессиональное сообщество системы дополнительного образования Иркутской области, проходил с 14 по 28 февраля 2023 года. Основная тема Форума – инновационная образовательная среда системы дополнительного образования детей региона: от концепции развития к конкретным действиям. Организаторами Форума выступили министерство образования Иркутской области и Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей».

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей