Функциональной грамотности естественнонаучного цикла был посвящен второй день Регионального форума
15 февраля 2024 г.
Второй тематический день форума продолжился работой секции No 2 «Интеграция общего и дополнительного образования для решения задач формирования функциональной грамотности естественнонаучного цикла». Он прошел 15 февраля очно, в формате офлайн-кафе.
Организатором секции выступил Региональный ресурсный центр по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», при поддержке отдела инновационной работы.
Учителя химии, биологии и физики общеобразовательных организаций Иркутской области, а также педагоги дополнительного образования, реализующие дополнительные общеразвивающие программы, обсуждали вопросы функциональной грамотности, способы и особенности ее формирования, изучали примеры заданий и пробовали их решить.
Методист отдела инновационной работы Людмила Кошкарева рассказала о требованиях к естественно-научной грамотности, установленные Министерством просвещения РФ и международными стандартами (PISA). Так, исследования качества образования, проводимые Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), оценивают знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. В России национальным центром проведения подобных исследований является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
По словам Людмилы Кошкаревой, оценка качества образования, которая проводится по методикам PISA, опирается на сформированность функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной, финансовой, а также глобальных компетенций и креативного мышления. «Тест PISA помогает оценить, насколько приобретенные в образовательных учреждениях знания и умения обучающиеся легко и эффективно применяют в жизни, как быстро они находят нужную информацию, и насколько адаптированы в обществе в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологиями», – отметила Кошкарева.
Свой опыт работы представили педагоги региона. Ольга Осипова, учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ No24, рассказала о том, как использует региональный материал для составления заданий по функциональной грамотности.
О формировании естественнонаучных представлений и основ глобальной компетенции у обучающихся детского объединения «Байкальские орланы» рассказала Ольга Алентьева, педагог дополнительного образования, учитель географии МКОУ ДО ИРМО «Центр развития творчества детей и юношества» Хомутовской СОШ No1.
О своих наработках рассказали учителя физики и биологии МБОУ г. Иркутска СОШ No24 Татьяна Черенцова и Елена Шерешкова.
Можно отметить, что у педагогов определились два вектора внедрения задач по функциональной грамотности обучающихся. Кто-то предпочитает самостоятельно готовить задания, а кто-то берет готовые, выверенные методически и методологически задачки. Главное, все сходятся во мнении, что в них должен присутствовать региональный компонент.
По словам координатора секции, старшего методиста Оксаны Норкиной, сегодня под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания и приобретенные навыки для решения широкого спектра жизненных задач. «Функциональная грамотность – понятие без возраста: учиться находить, анализировать и сопоставлять факты, мыслить критически и пытливо нужно всю жизнь. Педагог должен подготовить обучающихся к жизни, не подавляя их индивидуальность, чтобы каждый ребенок мог выстроить жизнь с учетом своих интересов», – отметила Норкина. Она представила коллегам учебные материалы и ресурсы в помощь педагогу дополнительного образования для включения заданий в дополнительные общеразвивающие программы.
По итогам работы секции будет выпущен электронный сборник задач по формированию функциональной грамотности региональным компонентом.
Напомним, III тематический день Регионального форума «Дополнительное образование детей 38: регион инновационного развития» пройдет 16 февраля. Тема секции: «Школьные театры и перспективы развития». Подробности на сайте: http://38context-innovations.ru/
Подпишитесь на рассылку новостей
-
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
https://minobrnauki.gov.ru/