ОКОЛО 40 ПЕДАГОГОВ СТАЛИ УЧАСТНИКАМИ ВЕБИНАРА ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ
23 октября 2024 г.
Региональный онлайн-вебинар «Современное дополнительное образование как ресурс развития функциональной грамотности у детей» прошел 23 октября 2024 года. В его работе приняли участие около 40 педагогических работников Иркутской области.
Вебинар был подготовлен и проведен двумя организациями: ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» и МАУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества им. Е.А.Евтушенко» г. Братска. С февраля 2024 года на базе Дворца детского творчества г. Братска работает инновационная площадка по формированию функциональной грамотности у обучающихся, в Центре развития дополнительного образования детей работает проект «Преодоление». Организаторы поделились с участниками вебинара первыми исследованиями и наработками, направленными на формирование функциональной грамотности, а также упражнениями, разработанными в контексте авторских дополнительных общеразвивающих программ.
Методист отдела инновационной работы ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования», координатор проекта «Преодоление» Людмила Кошкарева, отметила, что организаторы представляли результаты своих проектов с разных позиций – это было удачное решение. Центр развития дополнительного образования детей представил анализ входного уровня функциональной грамотности обучающихся в организации дополнительного образования по проекту «Преодоление». Цель этого проекта заключается в использовании потенциала дополнительного образования для профилактики и преодоления школьной неуспешности через формирование функциональной грамотности.
Педагоги Дворца детского и юношеского творчества из Братска представили свои авторские упражнения по формированию функциональной грамотности в контексте своих дополнительных общеразвивающих программ. «Представленные материалы были восприняты участниками вебинара с воодушевлением и благодарностью. И мы надеемся, что интересное профессиональное общение мотивирует педагогов к работе над формированием функциональной грамотности обучающихся повсеместно», – отметила Людмила Кошкарева. Педагоги из Братска продолжили тему. По словам Анастасии Суминовой, заместителя директора и координатора инновационной площадки, изначально педагоги Дворца прошли обучение на разных образовательных площадках, и уже на полученной базе вели собственные разработки для обучающихся разных возрастных групп. Анастасия Суминова рассказала участникам вебинара о взаимосвязи функциональной грамотности и достижения личностных результатов обучения детей, о роли дополнительного образования в формировании у детей компетенций, которые потом пригодятся им в профессиональной деятельности и помогут достичь успеха в жизни. Она также поделилась инструментами диагностики функциональной грамотности педагогов и предложила всем желающим пройти тест, чтобы проверить собственный уровень понимания функциональной грамотности. Еще одна любопытная находка – в учреждении создан телеграмм-канал для педагогов, который направлен на психологическую поддержку, в нем есть методики по снятию тревоги, советы, как избежать профессионального выгорания.
О проблемах, с которыми может столкнуться учреждение дополнительного образования детей при внедрении компонентов функциональной грамотности, участникам вебинара рассказала Светлана Ткаченко, методист, педагог дополнительного образования. По ее мнению, сейчас нет четких методических рекомендаций и нет единых стандартов оценки функциональной грамотности. Еще один момент, на который она обратила внимание – педагоги должны сами ознакомиться с новыми методиками и практиками по внедрению функциональной грамотности. Чтобы учить детей, как ориентироваться в современном, с каждый днем усложняющемся мире, нужно самому владеть функциональной грамотностью: уметь рассчитать семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы, использовать критическое мышление ежеминутно, чтобы не попасть на удочку мошенников, использовать школьные знания по физике и химии, находясь на собственной кухне.
Методист, педагог дополнительного образования Анна Барташук рассказала о том, как встроить в существующие программы компоненты функциональной грамотности и дала рекомендации по созданию новых модулей и курсов.
Примеры заданий по развитию функциональной грамотности для младшего, среднего и старшего школьного возраста и интеграцию их в существующие программы представили Мария Юрикова, Елена Груднина и Светлана Ткаченко. Например, на занятиях по психологии взаимоотношений обучающихся учат опираться на факты, а не доверять мнению других – оно может быть ошибочным. На занятиях по изготовлению фигур из бумаги – искать закономерности, а потом замечать их в повседневной жизни.
По мнению участников вебинара, его большая ценность в том, что все, о чем говорили, вся документация и все наработки по инновационным проектам представлены на сайте, в открытом доступе. И каждый заинтересованный педагог может использовать их в своей работе. «Вебинар прошел продуктивно и оставил положительные впечатления у всех участников. Мы надеемся, что подобные мероприятия послужат стимулом для дальнейшего развития дополнительного образования в нашем регионе и помогут повысить уровень функциональной грамотности у детей», – отметила Анастасия Суминова.
Подпишитесь на рассылку новостей
-
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
https://minobrnauki.gov.ru/