Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области
Центр развития дополнительного образования детей
Год основания2012 годЯзыки образованияРусский

Школьные музеи Приангарья представили свой опыт на Всероссийском семинаре

Школьные музеи Приангарья представили свой опыт на Всероссийском семинаре
Школьные музеи Приангарья представили свой опыт на Всероссийском семинаре

27 мая 2023 г.

Текст
Фото

В мае 2023 года для педагогов, руководителей музеев образовательных организаций Российской Федерации в дистанционном формате состоялся Всероссийский семинар на тему: «Современный школьный музей: традиции и инновации (лучшие региональные музейные практики на примере субъекта Российской Федерации)». 19 мая свои музейные практики представила Иркутская область.

 

Модератором мероприятия выступила Наталья Николаевна Геращенко, старший методист отдела туристско-краеведческой деятельности ФГБОУ ДО ФЦДО. По ее словам, музеи образовательных организаций активно взаимодействуют с юными краеведами. «С обучающимися проводят комплексные занятия, направленные на развитие навыков исследовательской деятельности, умения поиска, сбора и анализа информации о регионе, усвоение дополнительных материалов в рамках расширения собственных знаний. Педагоги, руководители школьных музеев из Иркутской области в настоящий день представят слушателям лучшие практики в процессе построения музейной работы»,– отметила Наталья Геращенко.

Во Всероссийском семинаре приняли участие педагоги из общеобразовательных и организаций дополнительного образования Иркутской области из Иркутска, Усть-Кута, а также Черемховского, Эхирит- Булагатского, Тайшетского районов. Темы выступлений: «Музеи образовательных организаций Иркутской области», «Оцифровка фондов школьного музея», «Воспитательные компоненты в деятельности музея», «Театрализованная экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности школьного музея», «Взаимодействие школьного музея и детского театра», «Создание интерактивных музейных экспозиций», «Интеграция краеведения и журналистики».

Региональный куратор музеев образовательных организаций Иркутской области, старший методист отдела краеведения и музейной работы ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» Маргарита Львовна Бородина рассказала о системе поддержки музейного и краеведческого движения в регионе, которое основано на поисково-исследовательской, проектной, просветительской и музейно-выставочной работе. Маргарита Львовна отметила, что школьные музеи Иркутской области являются центрами стабильной краеведческой работы. Она сообщила, что в настоящее время в регионе насчитывается 1910 образовательных организаций, в том числе школы, учреждения дополнительного образования, дошкольного и профессионального образования. В них действует 379 музейных формирований разных профилей, из них 171 прошло Российскую паспортизацию . «Если музеи классифицировать по направлению работы, то можно увидеть следующее: больше всего музейных формирований исторического, историко-краеведческого профиля (более 200), в том числе музеи «Боевой и трудовой славы» (27), образования и просвещения, комплексные (краеведческие) и естественнонаучные (минералогия, геология, байкаловедение, природа и др.). Есть и другие профили – литературные, художественные, мемориальные. Отражена и региональная специфика: есть экспозиции, посвященные историческим событиям, например, строительству БАМа, природным объектам, например, музей Байкаловедения. Есть музеи, посвященные выдающимся общественным и военным деятелям, деятелям науки, литературы, уроженцам Иркутской области – В.Г. Распутину, Е.А. Евтушенко, М. К. Янгелю, А. П. Белобородову  и другим»,– отметила Маргарита Бородина.

Учитель истории и обществознания МОУ Тугутуйская СОШ Эхирит- Булагатского района Мария Анатольевна Проскурякова представила доклад «Оцифровка фондов школьного музея. Она поделилась опытом работы комплексного музея «Истоки» МОУ Тугутуйской СОШ Эхирит-Булагатского района». Она рассказала, как педагоги могут использовать современные технологии при работе с фондами школьного музея. Объяснила постепенную актуализацию цифровых технологий и повышенный интерес коллективов образовательных организаций в переводе экспонатов музеев в интернет- пространстве: «В настоящее время большинство школьных музеев имеет выход в сеть интернет в виде вкладки на школьном сайте, страницы портала или даже своего сайта. На этих площадках школьные музеи публикуют информацию о своей работе, достижениях, размещают фотографии экспонатов. Руководство каждого школьного музея рано или поздно должно задуматься об оцифровке всего музейного фонда. Это обусловлено не только современными тенденциями музейной работы, но и элементарной безопасностью и заботой о сохранении исторического наследия – основного фонда музейных экспонатов», – подчеркнула Мария Проскурякова.

Опыт использования киноматериалов в образовательном процессе и работе школьного музея представила педагог-организатор, руководитель музея народного образования имени Н.К. Маркова муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования Усть- Кутского муниципального образования» Вера Васильевна Дорогавцева. В своем выступлении Вера Васильевна объяснила слушателям, что такое «Синема-зал» и как данное пространство можно использовать в воспитательной деятельности в рамках построения работы музея народного образования.

О том, как построить театрализованную экскурсию при организации культурно-образовательной деятельности школьного музея рассказала учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея МКОУ Квитокская СОШ №1 Тайшетского района, п. Квиток Наталья Геннадьевна Ташогло. В процессе демонстрации опыта в проведении театрализованной экскурсии Наталья Геннадьевна отмечала следующие особенности: «В экскурсии, которая представляет акт публичного общения, одинаково важно не только то, что произносит экскурсовод, но и как он преподносит материал. Метод театрализации позволяет преодолеть обычную музейную статику, воздействуя на эмоционально-чувственную сферу восприятия посредством динамичных образов, «живые картины» прошлого создают иллюзию присутствия человека в данном конкретном историческом сюжете».

Опыту работы школьного музея и детского театра было посвящено выступление педагогов-организаторов МБУ ДО г. Иркутска ДЮЦ «Илья Муромец» Ангелины Александровны Косовой и Татьяны Викторовны Линчевской. «Взаимодействие театра и музея, неожиданно, обогатило деятельность и того и другого формирования: театр наполнился научным обоснованием своей деятельности, а музей ожил, стал более доступным и интересным для разных категорий посетителей. Более того, музей получил возможность показать себя на разных площадках, а не только в стенах заведения дополнительного образования. Экспонаты музея увидит большее количество людей, возможно, заинтересуются какими-то из них и уже целенаправленно придут в музей» – подчеркнули в своём докладе Ангелина Александровна и Татьяна Викторовна.

В рамках своего выступления педагог дополнительного образования Елена Викторовна Душакова и методист МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» Марина Ивановна Панова продемонстрировали опыт создания интерактивных музейных экспозиций через проектную деятельность. Используя современные технологии педагоги, Марина Ивановна и Елена Викторовна подробно показали участникам Всероссийского семинара то, как материалы из фонда школьного музея включить в пространство, которое создаётся при реализации обучающимися проекта.

Учитель русского языка и литературы, руководитель школьного музея МКОУ СОШ с. Нижняя Иреть Черемховского района Елена Васильевна Мухорина рассказала об интеграции краеведения и журналистики. О сотрудничестве коллектива школьного музея с редакциями газет. «Изучение азов журналистики и газетного дела в школе в настоящее время является востребованным, дает массу возможностей для проявления себя в социально- общественной деятельности, в разностороннем интеллектуальном творчестве, в выработке навыков к самоопределению в поиске будущей профессии», – отметила Елена Душакова.

В ходе Всероссийского семинара участники отмечали весомый вклад работы школьных музеев в развитие краеведения, подходов в организации образовательного процесса в Иркутской области. Музей в образовательной организации является центром проведения и стимулирования исследовательской и проектной деятельности.

В рамках своей работы коллектив школьных музеев не только осваивает образовательные программы, но и изучает историю своей малой Родины, узнает много нового о месте, где родились деятели науки, культуры, искусства. Сохраняет уникальные материалы об истории школы, жизни и деятельности известных педагогов, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов труда и почетных жителей Иркутской области.

Запись трансляции выступлений Всероссийского семинара «Современный школьный музей: традиции и инновации» (лучшие региональные музейные практики Иркутской области)», будет размещена на сайте Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей:

https://fcdtk.ru/page/1666794120877-regionalnye-muzejnye-praktiki-sovremennyj-shkolnyj-muze

 

 

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей