Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области
Центр развития дополнительного образования детей
Год основания2012 годЯзыки образованияРусский

Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

09 октября 2018 г.

Текст
Фото

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном этапе Всероссийского конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

 

1. Общие положения

1.1. Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее - Конкурс) проводится государственным автономным учреждением дополнительного образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей» (далее – Центр).

1.2. Цель Конкурса - воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию Иркутской области.

Задачи Конкурса:

- формирование у подрастающего поколения экологической культуры, распространение этического отношения к природе на основе общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностей;

- привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;

- развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;

- выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;

- развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;

- содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.

 

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных учреждений в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой Родины и выполнившие работу в соответствии с выбранной номинацией Конкурса, с учетом возрастной группы (пункт 3.1.).

2.2. Допускается только индивидуальное участие.

 

3. Номинации Конкурса

3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

Для обучающихся в возрасте 12-13 лет (на время проведения финала в г. Москва в апреле 2019 г.):

- Живой символ малой родины (рассматриваются живописные и другие художественные работы, в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» (животное или растение) и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать его предпочтение - в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.);

Для обучающихся в возрасте с 14 до 18 лет (на время проведения финала в г. Москва в апреле 2019 г.

- Гуманитарно-экологические исследования (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);

- Традиционная культура (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и воспроизведение явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающие взаимоотношения этноса с природным окружением, а также предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления); -

- Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины, направленные на развитие сельского и экологического туризма).

3.2. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

- история природопользования и охраны природы;

- традиционное природопользование и окружающая среда;

- природные промыслы, изделия из природных материалов;

- природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте и др.;

- природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);

- сакральные природные объекты;

- травы и иные природные средства в народной медицине;

- экологические аспекты образования поселений;

- природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;

- отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.

 

4.Этапы проведения Конкурса

4.1. Региональный этап Всероссийского конкурса проводится ежегодно в два этапа:

I - региональный этап (заочный)– 10 октября – 20 ноября 2018 г.;

II - региональный этап (очный)– 10-13 декабря 2018 г.;

4.2. Для номинаций Гуманитарно-экологические исследования, Традиционная культура, Эколого-краеведческие путеводители обязательно очное участие отобранных работ в рамках Региональной краеведческой конференции школьников «Байкальское кольцо-2018» 10-13 декабря 2018 г.

Работы в номинации Живой символ малой родины оцениваются заочно.

4.3. Всероссийский уровень организуется в два этапа

всероссийский (заочный) этап – январь-март 2019 г.;

всероссийский финальный (очный) этап - апрель 2019 г.

 

5. Руководство Конкурсом

5.1. Общее руководство по подготовке и проведению Конкурса осуществляет Оргкомитет.

Оргкомитет:

- принимает конкурсные работы для участия в региональном этапе;

- утверждает состав жюри регионального этапа Конкурса;

- информирует об итогах регионального этапа конкурса размещением итоговых сведений на сайте Центра http://детирк38.рф/.

- направляет работы победителей на всероссийский (заочный) этап Конкурса;

- организует делегацию для участия во всероссийском финальном (очном) этапе Конкурса.

Решение Оргкомитета оформляется протоколом и утверждается председателем (заместителем председателя) Оргкомитета.

5.2. Жюри Конкурса:

- осуществляет экспертную оценку конкурсных работ в соответствии с критериями (Приложение 2);

- производит экспертный отбор работ для очного участия в рамках конференции «Байкальское кольцо-2018»;

- определяет победителей и призёров в каждой из номинаций Конкурса.

5.3. Решение жюри по каждой номинации Конкурса оформляется протоколом и утверждается председателем жюри.

 

6. Порядок участия в Конкурсе

6.1. Очное участие в рамках Региональной краеведческой конференции школьников «Байкальское кольцо-2018» предусматривается для работ прошедших предварительный отбор по номинациям Гуманитарно-экологические исследования, Традиционная культура, Эколого-краеведческие путеводители.

6.2. Заочное участие в региональном этапе конкурса предусматривается по номинации Живой символ малой родины.

6.3. Формы представления конкурсных работ:

- учебно-исследовательская работа - в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;

- практический проект – в номинации «Традиционная культура»;

- путеводитель или описание маршрута, тропы - в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;

- художественная работа (рисунок и др.) и сочинение - в номинации «Живой символ малой родины».

6.4. От одного автора может быть принято не более одной работы.

6.5. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (Приложение 1).

6.6. К участию в Конкурсе не допускаются работы:

- реферативные, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;

- коллективные работы;

- не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);

- не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ;

- занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях областного уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;

- не соответствующие возрастной категории, к которой отнесена номинация (пункт 3.1.);

- имеющие признаки плагиата.

6.5. Оценка конкурсных работ проводится в соответствии с критериями (Приложение 2). Конкурсным преимуществом пользуются междисциплинарные работы, рассматривающие культурное и природное наследие во взаимосвязи.

6.6. Работы, присланные на Конкурс, обратно не возвращаются. Поступление работ на Конкурс расценивается как согласие автора на их возможную полную или частичную публикацию с соблюдением авторских прав.

6.7. Работы направляются в Оргкомитет до 10 ноября 2018 г. (по почтовому штемпелю) по адресу: 664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 9, Центр развития дополнительного образования детей, отдел краеведения и музейной работы с пометкой «Моя малая родина» или на e-mail: kraeved.irk@bk.ru c темой письма «Моя малая родина».

Справки по телефону: 89501375887, Хилханова Любовь Николаевна.

На титульном листе указывается:

- название конкурса, на который подается работа;

- номинация, по которой выполнена работа (список указан выше);

- Ф.И.О. автора, образовательное учреждение, класс;

- Ф.И.О. руководителя, учреждение, должность;

- почтовый адрес учреждения, направляющего работу;

- E-mail и контактный телефон.

Работы на очные номинации, регистрируются одновременно на конференцию «Байкальское кольцо».

6.8. Авторам работ, отобранных жюри для участия в очном этапе Конкурса в рамках конференции «Байкальское кольцо», направляются Информационные письма.

 

7. Подведение итогов Конкурса

7.1. Победители и призеры каждой номинации получают диплом.

7.2. Все участники получают сертификат участника Конкурса (в электронном виде).

7.3. По решению Оргкомитета отдельные участники могут награждаться поощрительными грамотами и призами.

7.4. Могут учреждаться призы общественных организаций, других юридических и физических лиц.

 

 

Приложение 1

Требования к оформлению конкурсных работ

 

1. Общие требования к конкурсным работам

1.1. Все текстовые материалы должны быть представлены на русском языке (при необходимости с использованием латинских названий видов животных и растений). В приложениях возможно представление скан-копии разборчиво написанного рукописного текста.

1.2. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

1.3. Объем работы в номинациях «Гуманитарно-экологические исследования», «Традиционная культура» и «Эколого-краеведческие путеводители» не ограничен.

1.4. Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название населенного пункта Иркутской области, название организации и объединения; тема работы; фамилия и имя автора, класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы и консультанта (если имеются); год выполнения.

 

2. Требования к учебно-исследовательской работе

2.1. Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:

титульный лист (требования см. выше);

содержание с указанием глав и страниц;

введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;

обзор литературы по теме исследования; методика исследования – описание и обоснование методов сбора и обработки материала; основная часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;

заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;

список использованных источников и литературы.

2.2. Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и др. иллюстративные материалы могут быть даны в основном тексте или в приложении к работе.

2.3. При использовании литературы источники указываются в конце работы, а в тексте приводятся ссылки.

2.4. Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.

 

3. Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту

3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.

3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.

3.4. В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

история поселения (-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;

природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);

сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);

население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);

основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);

традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);

современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и другие проблемы края, пути их решения).

3.5. Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.

3.6. При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.

 

4. Требования к проектам номинации «Традиционная культура»

4.1. Проект должен состоять из следующих разделов:

введение, где раскрывается его актуальность, цель и задачи;

описание хода изучения темы проекта (по литературным и интернет-источникам, бесед с носителями традиций, экспертами и др.);

история вопроса (соответствует теме проекта); описание особенностей традиции (национального костюма, предмета быта, рукоделия, песни, танца, обряда, игры и др.), а также технологий в данном конкретном регионе (городе, селе и др.);

этапы работы над проектом;

практические результаты, где необходимо обосновать практическую значимость проекта, возможности использования его результатов. Это может быть видеозапись проведения какого-либо праздника, обряда, игр; фотографии или рисунок изготовленного предмета и другое.

 

5. Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»

Под «живым символом» понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.

Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери.

Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).

Авторы самостоятельно выбирают «живой символ».

Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.).

Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному или растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.

5.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, региона, населенного пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т. д. из любого материала.

На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм.). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя.

5.2. На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе: Ф.И.О., место проживания автора, почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы. Объемные художественные изделия тоже должны быть снабжены этикеткой с этими данными.

5.3. К каждой работе необходимо приложить, помимо титульного листа (см. общие требования выше), сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен быть не менее одной и не более трех страниц формата А4 (шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст может быть набран на компьютере или пишущей машинке, либо разборчиво написан от руки. в нем также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора, возраст, номер школы и класса, название работы).

5.4. Работы участникам Конкурса не возвращаются.

5.5. Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.

 

Приложение 2

Критерии оценки конкурсных работ

 

1. Критерии оценки работ по номинации «Гуманитарно-экологические исследования»:

- качество оформления: структура, наглядно-иллюстративный материал и др.);

- применение комплексного, междисциплинарного подхода;

- постановка цели и задач, актуальность темы и ее обоснование;

- теоретическая проработанность темы, использование литературы;

- обоснованность выбора методики;

- достаточность собранного материала и полнота его представления;

- глубина проработанности и осмысления материала;

- значимость и обоснованность выводов;

- практическая значимость и (или) научная новизна исследования;

 

2. Критерии оценок работ по номинации «Традиционная культура»:

- соблюдение требованиям к оформлению практического проекта;

- объем и глубина проработки изученного материала;

- применение комплексного, междисциплинарного подхода;

- соответствие содержания проекта традициям изучаемого региона;

- полнота и точность воспроизведения;

- техника изготовления предмета или исполнения произведения;

- соответствие стиля подачи материала представляемой традиции;

- качество иллюстративного материала:

- фотографии – качество и композиционное решение;

- видеофрагменты – режиссура и операторская работа;

- практическая значимость проекта

 

3. Критерии оценки работ по номинации «Эколого-краеведческие путеводители»:

- стиль изложения, выразительность;

- степень информативности описания;

- использование комплексного, междисциплинарного подхода;

- достоверность и уровень подачи сведений о природе;

- достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;

- оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);

- качество картографического материала;

- возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;

- использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.

 

4. Критерии оценок работ по номинации «Живой символ малой родины»:

- соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, его соответствие требованиям к оформлению;

- значимость объекта и обоснованность выбора, соответствие символа природным особенностям местности и культурно-историческим традициям населения;

- оригинальность работы;

- научность представленного материала;

- информативность сопроводительного текста и качество обоснования;

- стилистика сопроводительного текста: художественность, образность, эмоциональность и убедительность;

- качество художественного изображения;

- перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т. д.;

- применение комплексного, междисциплинарного подхода.

 

Скачать положение

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей