Обзор работ победителей в номинации «педагоги» смотра-конкурса «Мой музей»
04 июля 2023 г.
Региональный смотр-конкурс музеев образовательных организаций Иркутской области «Мой музей» завершил свою работу 27 июня 2023 года. Для педагогов была выделена отдельная номинация, в рамках которой определялись лучшие разработки методического материала по организации воспитательной и образовательной деятельности в музее образовательной организации. Предлагаем обзор работ победителей в этой номинации.
Победу в номинации жюри присудило Анне Садовской, заведующей Музеем истории МБОУ г. Иркутска СОШ № 11 с УИОП им. И.А. Дрица за работу «Музейный урок «Игрушки прошлого века». Игрушка – настоящий друг детства. Взрослые люди всегда об этом знали, но по причине быстротечности времени, загруженности работой, иногда забывают, насколько важна игрушка для ребенка в современном мире. Анна Геннадьевна доказала – современному ребенку можно и нужно взаимодействовать с игрушками. События, которые он переживает в детстве, всегда остаются в доброй памяти на долгие годы. Педагог рассказала о тематических мероприятиях, которые проходят в образовательном учреждении. «Раньше мероприятия проводились в группе продленного дня, и назывались «Праздник игры и игрушки», и проводили их для октябрят и дошкольников вожатые. Игрушки на них приносили сами дети. В девяностые годы этот интересный праздник исчез. Сейчас вновь возникает интерес к народным традициям и народному творчеству. В нашей школе проводятся русские календарные праздники, в которых нередко используются куклы. Нам открылся неведомый ранее мир народных тряпичных кукол. После знакомства с историей, на уроках музейного кружка ученики с удовольствием делали кувадок, зайчиков, бабочек. В музее есть небольшая коллекция таких кукол», – отметила Анна Садовская. В разработке автор приводит примеры того, как учащиеся приносили игрушки в музей. Анна Геннадьевна описала, как в 2018 году ученик 5-го класса Флориан Чапайкин обнаружил во дворе своего дома выброшенные детские игрушки минувшей эпохи: «Мы их успели спасти из ковша экскаватора – так появились в музее большая пластмассовая Ляля, средних размеров пупс и заводной плюшевый мишка. Голышам сшили одежду, добавили ванночку и поместили в деревянную крышку, похожую на старый ящик для игрушек».
Школьный музей школы № 11 в своем собрании имеет 22 экспоната, которые педагоги используют в процессе организации экскурсий или тематических занятий. План этих занятий также был представлен в конкурсной работе.
Второе место в номинации по решению членов жюри поделили Наталья Репина и Станислав Грешилов.
Учитель русского языка, руководитель музея «Магистраль в будущее» школы-интерната № 23 ОАО «РЖД» г.Слюдянки Наталья Репина заняла второе место за работу «Деловая игра. Выбор темы исследовательской работы». Наталья Геннадьевна показала, как должен происходить процесс выбора темы исследования по литературному краеведению. Литература выбрана краеведом неслучайно, потому что произведения писателей оказывают сильное влияние на формирование представлений у обучающихся образа того места, где они живут. Писатели и поэты описывают места, которые они увидели впервые, живописно передавая образ того места, которое им запомнилось во время путешествия по родной земле. Через творчество выдающихся сибирских писателей можно познакомиться с историей своей малой родины, узнать о многих уникальных местах.
«Исследования по литературному краеведению строятся на изучении литературного материала, связанного с родным краем. Это позволяет учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили материалом для творчества писателю, проникнуть в его творческую лабораторию, изучить его творческий метод, мировоззрение, идеалы, постичь, как они претворяются в образную ткань литературного произведения», – объяснила в своей конкурсной работе Наталья Репина.
Педагог также показала несколько способов выбора исследовательской темы. «Можно оттолкнуться от произошедшего интересного случая или события; от частного задания в рамках большого проекта; от имеющейся интересной информации (например, в школьном краеведческом музее) и т.д. Можно найти тему, проанализировав состояние изученности какой-либо области знаний. Для того, чтобы что-то узнать, необходимо задавать вопросы, как узкой, так и широкой направленности. Если больше будет вопросов, то появится возможность более четко сформулировать название собственной темы исследования», – поделилась Наталья Репина.
Второе место заняла работа «Школьный музей – центр юных краеведов», ее автор – педагог дополнительного образования, руководитель Краеведческого музея МБОУ «Еланцынская СОШ» Ольхонского района Станислав Грешилов. Станислав Борисович представил разные направления работы школьного музея с обучающимися в Ольхонском районе, в том числе через историю создания краеведческого музея в с. Еланцы. На примере тематических занятий педагог показал, как можно заинтересовать детей краеведением: «Школьный музей с. Еланцы начал свою деятельность с краеведческого уголка. Материалы для него, различные экспонаты и фотографии, начала собирать еще в 60-е годы прошлого столетия учитель географии Наталья Мануева. Современные условия корректируют работу музеев, требуется новый подход к обучению и воспитанию современного человека. Для решения таких вопросов требуются соответствующие методики проведения занятий. В работе с детьми, наряду с традиционными тематическими занятиями по истории родного края применяются практические занятия и игровой метод обучения. Также в музее периодически проводятся уроки по истории России для учеников 6-х классов, и истории Сибири для учеников 10-х классов. На занятиях можно посмотреть документальные фильмы по темам уроков и презентации учащихся об истории родного края. На базе школьного краеведческого музея также ведутся занятия кружка «Юный путешественник» по программе дополнительного образования по туризму и краеведению МБУ ДО «Ольхонский ДДТ».
Третье место было присуждено Оксане Макаровой, руководителю музея «История села Барлук Куйтунского района» МКОУ Барлукская СОШ п.г.т. Куйтун Куйтунского района за работу «Методическая разработка внеклассного мероприятия «Один день из жизни блокадного Ленинграда». Используя театральные приемы педагог в своей работе представила ход мероприятия, в рамках которого дети, участвуя в сценах, постепенно погружаются в события, знакомятся с экспонатами музея, взаимодействуют с ними. На основе постановки театрализованного представления в школьном музее обучающиеся осваиваются важные сюжеты из истории нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Конкурсные работы в номинации «Педагоги» смотра-конкурса музеев образовательных организаций Иркутской области «Мой музей» показали, что руководители школьных музеев разрабатывают программы, сценарии и планы проведения тематических занятий, используя современные, инновационные технологии в образовательной среде. На основе музейных коллекций постепенно привлекают внимание обучающихся к краеведению, приобщают к историко-культурному наследию своего района.
Подпишитесь на рассылку новостей
-
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
https://minobrnauki.gov.ru/