ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ШАГИ К УСТОЙЧИВОМУ БУДУЩЕМУ

26 марта 2025 г.
Завершился региональный фестиваль «ЦУР – посланники Байкала». В рамках защиты проектов с каждой командой проводилась индивидуальная встреча с экспертами, на которой обсуждалась работа, а также результаты прохождения онлайн-курса «Об устойчивом развитии и 17 целях для преобразования мира».
Участники фестиваля отметили, что курс был доступен для понимания, не требовал значительных временных затрат, а полученная информация оказалась полезной для проектной деятельности. Кроме того, особое внимание привлекло активное использование школьниками нейросетей в процессе подготовки проектов. Участники применяли искусственный интеллект не только для создания визуального сопровождения постеров, но и для помощи в анализе данных, решении сложных задач и изучении трудных тем.
Современные школьные проекты по экологии демонстрируют высокий уровень вовлечённости учащихся в решение глобальных экологических проблем. В Иркутской области школьники активно исследуют окружающую среду, разрабатывают и внедряют практические инициативы, соответствующие Целям устойчивого развития (ЦУР). Представленные на постерах проекты охватывают широкий спектр экологических тем – от анализа качества воды и сохранения почвы до формирования экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни.
Ниже приведено краткое содержание проектов с указанием целей устойчивого развития:
1. Сравнительный анализ качества воды рек Иркутска
Автор: Любимов Денис, МБОУ г. Иркутска гимназия №3.
Руководитель: Павловская Татьяна Анатольевна
ЦУР: 6 (Чистая вода и санитария), 3 (Хорошее здоровье и благополучие), 11 (Устойчивые города и населённые пункты)
Результаты: Проведён анализ проб воды из семи водоёмов. Обнаружено значительное загрязнение ручья, реки Кая и Ушаковки, что свидетельствует о попадании сточных вод. Необходимы меры по защите водных ресурсов.
2. Проблемы и перспективы новых технологий почвообработки
Авторы: Обухова Анна, Пестюрина Ника, Евтеев Александр, МБОУ «Мишелевская СОШ №19», Усольский район.
Руководитель: Мелентьева Надежда Алексеевна
ЦУР: 2 (Ликвидация голода), 12 (Ответственное потребление и производство), 15 (Сохранение экосистем суши)
Результаты: Исследованы агротехнологии No-till и Strip-till. Подтверждена эффективность этих методов для улучшения структуры почвы и снижения нагрузки на экосистему.
3. Здоровый выбор
Авторы: Переляева Татьяна, Сурмалян Анна, Бирюкова Елизавета, МАОУ «СОШ № 12» им. Семенова В.Н., г.Усть-Илимск
Руководитель: Бородина Галина Владимировна
ЦУР: 3 (Хорошее здоровье и благополучие), 11 (Устойчивые города и населённые пункты)
Результаты: Организованы тренинги, семинары, спортивные соревнования и медитационные практики. Проект направлен на формирование привычек здорового образа жизни.
4. Зелёный код будущего
Авторы: Молчанов Иван, Коробко Андрей, Большешапов Егор МАОУ «СОШ № 12» им. Семенова В.Н., г.Усть-Илимск.
Руководитель: Бородина Галина Владимировна
ЦУР: 13 (Борьба с изменением климата), 12 (Ответственное потребление и производство), 11 (Устойчивые города и населённые пункты)
Результаты: Проект предлагает простые экологические привычки для каждого: использование общественного транспорта, отказ от пластика, сортировка отходов. Повышает осведомлённость о влиянии повседневного поведения на экологию. Команда авторов проекта продемонстрировала активное использование нейросетей для создания иллюстраций, сопровождающих постер. Это подчеркивает, что современные технологии становятся инструментом не только для образовательных целей, но и для визуализации научных идей.
5. Экологические проекты – вторая жизнь…
Авторы: Лазукина Анна, Назарова Валерия, МБОУ г. Иркутска СОШ № 35.
Руководитель: Щекодько Анна Валерьевна
ЦУР: 3 (Хорошее здоровье и благополучие), 4 (Качественное образование), 12 (Ответственное потребление и производство)
Результаты: Организованы экомарафоны, мероприятия по раздельному сбору мусора, агитбригады. Развивается экоактивизм среди учащихся, их родителей и жителей микрорайона.
6. Сохраним почву – кожу Земли
Авторы: Корчагина Юлия, Чистякова Инга, Потапова Алина, Журавлева Анастасия, Казимиренок Никита, ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей».
Руководитель: Хилханова Любовь Николаевна
ЦУР: 15 (Сохранение экосистем суши), 4 (Качественное образование), 12 (Ответственное потребление и производство)
Результаты: Повышена экологическая грамотность младших школьников через интерактивные уроки, выставку рисунков и образовательные мероприятия.
7. Флора Прибайкальского национального парка
Авторы: Бобков Роман, Мельникова Анастасия, Фоломеева Наталья, МБОУ г. Иркутска СОШ №6.
Руководитель: Стенина Надежда Владимировна.
ЦУР: 15 (Сохранение экосистем суши), 4 (Качественное образование)
Результаты: Исследован видовой состав растений Прибайкальского национального парка. Подготовлены научно-популярные материалы, интерактивные задания и образовательные программы. Проведены просветительские мероприятия среди школьников и местных жителей.
Школьные проекты Иркутской области становятся не просто частью образовательного процесса, но и важным шагом в сторону устойчивого развития. Они помогают школьникам осознавать свою ответственность за природу, формируют активную гражданскую позицию и внедряют практические решения для улучшения окружающей среды. Интерес к экологии и осознанное потребление – залог здорового будущего для следующих поколений.
Подпишитесь на рассылку новостей
-
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
https://minobrnauki.gov.ru/