Е.Ю. Дульский
Иркутский государственный университет путей сообщения,
ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»,
Детский технопарк «Кванториум Байкал»,
М.В. Иванова
Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН,
ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»,
Детский технопарк «Кванториум Байкал»,
П.Ю. Иванов
Иркутский государственный университет путей сообщения,
А.А. Гладков
ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»,
Детский технопарк «Кванториум Байкал».
Аннотация. В статье представлен опыт реализации программы «Инженерные каникулы» в детском технопарке «Кванториум Байкал» в формате дистанционного обучения, обусловленного обязательным переходом образовательных организаций на такой формат обучения из-за пандемии новой короновирусной инфекции COVID-19.
Ключевые слова. COVID-19; информационные технологии; проектная деятельность; дополнительное образование детей; Кванториум; дистанционное обучение.
В настоящее время образование, в том числе и дополнительное, испытывает существенные трудности, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 [1-2]. При этом главная трудность заключается в вынужденном переходе большинства образовательных учреждений, как в России, так и за рубежом, в формат дистанционного обучения. Несмотря на то, что в школах и университетах были проблемы, связанные в первую очередь с неподготовленностью педагогов и преподавателей к такому формату проведения занятий, а также с отсутствием необходимых цифровых учебно-методических комплексов, в целом обучение продолжилось по тем же образовательным программам. Однако, такой формат обучения повлиял на организации дополнительного образования детей, посещение которых не является необязательным для обучающихся, в сравнении со школой и университетом. Из-за большой нагрузки на обучающихся по основным программам обучения у многих на дополнительное образование попросту не было времени. При этом, если говорить про дополнительное образование в высокотехнологичных организациях, таких как детский технопарк «Кванториум Байкал» [3-5], в котором работа обучающихся во многом сводится к работе на специализированном высокотехнологичном и уникальном оборудовании, то в данном случае возникает еще одна проблема, связанная с невозможностью дистанционной работы на этом оборудовании.
В данной статье авторы делятся опытом проведения инженерных каникул в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ в детском технопарке «Кванториум Байкал» в период пандемии COVID-19.
«Кванториум Байкал» является современной инновационной площадкой интеллектуального развития для детей и подростков, главной задачей которого является содействие ускоренному техническому развитию научно-технического потенциала российской молодежи по средствам эффективных моделей образования по современным и перспективным направлениям [3-5].
Во время школьных каникул в детских технопарках «Кванториум», в том числе и «Кванториум Байкал», реализуется проект «Инженерные каникулы» (ИК), в рамках которого на базе технопарков проводятся открытые встречи с ведущими учеными и конструкторами, дни открытых дверей, соревнования и техномарафоны. «ИК» - это программа, позволяющая детям, в том числе не посещающим на постоянной основе «Кванториум», познакомиться с деятельностью и погрузиться в исследовательский и изобретательский процесс. Обычно в рамках таких каникул обучающие приезжают непосредственно в стены Кванториума, при этом занятия по разным направлениям проходят в течении нескольких недель. Однако, в рамках объявленной пандемии, такой формат очного обучения был невозможен.
В связи с этим, нами было принято решение провести ИК в дистанционном формате. Образовательные программы Кванториума предполагают развитие у обучающихся определенных компетенций, так называемых «4К-компетенций», проектную работу и развитие инженерного мышления у обучающихся [3-5]. «4К-компетенции»: командная работа, креативность, коммуникация, критическое мышление. Важность формирования этих компетенций в современных условиях развития общества и технологий не вызывает сомнения. Все эти составляющие необходимо было реализовать в дистанционной форме.
Далее рассмотрим реализацию каждой отдельной составляющей образовательной программы Кванториума в условиях дистанционного обучения.
Длительность ИК составляла две недели. Программа реализации ИК включала в себя развитие «soft»-компетенций по таким темам как профессии будущего, основы проектной деятельности, методы генерации идей, методики управления проектами, дизайн мышление и др., а также развитие «hard»-компетенций в сферах альтернативной энергетики, программирования «smart»-систем и устройств, биотехнологий, ГИС-технологий, 3D-моделирования и др. При этом стоит отметить, что развитие «hard»-компетенций было привязано к конкретной тематике ИК, в этом году темой, предложенной для разработки, была «Проектирование концепта автономного экопоселения в заданных климатических условиях», что позволило обобщить полученные знания и применить их в конкретном проекте.
Удачным решением было создание определенного количества команд обучающихся, которые формировались в произвольном порядке. Т.е. сами обучающие не могли повлиять на то, в какой команде они будут работать на протяжении всех ИК. Это способствовало развитию такого важного навыка, как умение работать в команде. Положительный эффект принесла и соревновательная атмосфера, повышающая мотивацию команд качественно работать над проектом.
Каждая команда получила свое конкретное задание с указанной природной зоной и рядом ограничений. Всю работу по проектированию экопоселений ребята выполняли самостоятельно под наблюдением наставников-кураторов.
Каждый день ИК начинался с выбора «слова дня» (рисунок 1). Такой подход позволяет в итоге сплотить команды и задать настрой на плодотворную работу.
Рисунок 1. Иллюстрация выбора слова дня
Обучение было построено таким образом, что команды ежедневно получали новый определенный объем знаний по каждому из направлений, озвученных ранее.
Работа педагогов заключалась в выдаче теоретического материала (рисунок 2), проведении практических занятий по своему направлению, консультации при проведении командных и индивидуальных активностей, осуществление мониторинга самостоятельной работы команд, системное администрирование работы в целом.
Рисунок 2. Иллюстрация работы педагогов во время реализации программы «Инженерные каникулы online»
Онлайн формат проведения ИК был реализован на площадке официального канала «Кванториум Байкал» на платформе «Discord». Специально для ИК были созданы голосовые каналы и чаты персонально для каждой команды (рисунок 3, «Первый мир» – канал команды №1), в которых участники могли общаться друг с другом и с наставником с помощью голосового канала, а также переписываться и обмениваться информацией в чате. Также был создан отдельный подканал для общих собраний, на котором осуществлялось представление основного теоретического материала и организация индивидуальных активностей обучающихся (рисунок 3, «Общий зал»).
Рисунок 3. Структура голосовых каналов и чатов платформы discord ИК
В итоге, каждая команда должна была предоставить к общественной защите свой проект концепта экопоселения с уникальными условиями проживания и экономическими особенностями. Интересно отметить, что творческая составляющая у ребят включилась в самом начале проведения ИК.
Лучшая команда выбиралась исходя из максимального количества набранных балов за период проведения ИК в индивидуальном и командном зачете.
Таким образом, подобный формат проведения ИК, или схожих мероприятий, позволяет осуществлять непрерывное дистанционное образование в любых условиях. В качестве большого плюса также можно отметить возможность участия обучающихся с разных территорий, в том числе и отдаленных, без необходимости приезда. Из недостатков можно выделить необходимость наличия персонального компьютера для полноценной работы, однако, данный формат с использованием платформы «Discord» позволяет принимать участие в мероприятиях и со смартфона, но без практической части ИК.
Список использованной литературы
1. Алексеева А.Ю., Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения [текст] / А.Ю. Алексеева, З.З. Балкизов// Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. №2 (38).
2. Чердакли, У.С. Особенности труда педагогиеских работников в системе дистанционного обучения в период пандемии COVID-19[текст] // МНКО. 2020. №3 (82).
3. Ружников М.С., Развитие 4К-компетенций на занятиях детского технопарка «Кванториум Байкал» [текст] / М.С. Ружников, В.М. Агафонов, Е.Ю. Дульский // Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы XI междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 25 февраля–1 марта 2019 г. ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2019. 841 с.
4. Дульский Е.Ю., Программно-методический кейс – основа современного учебно-методического комплекса в образовательной деятельности[текст] / Е.Ю. Дульский, П.Ю. Иванов, А.А. Гладков, М.С. Ружников // Проблемы и пути развития профессионального образования Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 118-122.
5. Елфимова Т.А., Вытягивающая модель обучения в системе дополнительного образования детей / Т.А. Елфимова, Е.Ю. Дульский, М.В. Иванова // Педагогические идеи: современные технологии для современного образования. материалы всероссийской научно-практической конференции. Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Траектория развития». Казань, 2020. С. 18-23.
Информация об авторах
Дульский Евгений Юрьевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», Иркутский государственный университет путей сообщения, педагог дополнительного образования, Детский технопарк «Кванториум Байкал» ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», 664043, г. Иркутск, ул. Сергеева, д. 5, стр. 6, e-mail: E.Dulskiy@mail.ru;
Иванова Мария Владимировна – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН, старший методист, Детский технопарк «Кванториум Байкал» ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», 664043, г. Иркутск, ул. Сергеева, д. 5, стр. 6, e-mail: omaria-84@yandex.ru;
Иванов Павел Юрьевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Электроподвижной состав», Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: savl.ivanov@mail.ru;
Гладков Антон Андреевич – кандидат геолого-минералогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Детский технопарк «Кванториум Байкал» ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», 664043, г. Иркутск, ул. Сергеева, д. 5, стр. 6, научный сотрудник лаборатории тектонофизики, ФГБУН Институт земной коры СО РАН, e-mail: anton90ne@rambler.ru.