Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области
Центр развития дополнительного образования детей
Год основания2012 годЯзыки образованияРусский

Основные особенности использование технологии Форсайт в дополнительном образовании детей

Презентация "Технология Форсайт"

 

 Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – инновационный инструмент моделирования будущего. Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Результатом форсайта является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Форсайт - это процесс, который включает в себя три стадии:

1. Создание образа вероятного будущего.

2. Создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде "дорожной карты".

3. Создание стратегических и экономических договоренностей участников, по поводу того, как эта "дорожная карта" будет реализовываться.

Каким образом использовать эту технологию и зачем нужен форсайт в образовании?

- Чтобы понять, что мешает развитию образовательной организации.

- Прогнозировать развитие организации на перспективу.

- Понять, какие образовательные услуги востребованы в настоящее время, а какие – в будущем.

- Узнать, что делать, для получения конкурентного преимущества.

Основа технологии форсайта заключается в совместной работе участников на так называемой карте времени, работа с образами и схемами, с целью быстрого получения достоверной карты развития образования через определение стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, которые оцениваются голосованием экспертов и накладываются на карту времени.

Рис. 1. Карта будущего. Основные элементы.

 

Минимальная продолжительность форсайта — 2-4 часа. Оптимальное количество участников форсайта: от 5 до 15 человек. При этом количестве участники еще слышат друг друга и способны порождать новые идеи.

Роли на форсайте:

1. Участники.

2. Ведущий: предварительно проектирует процесс, собирает информацию и анализирует требования, держит участников в "рамках будущего", инструктирует модераторов и участников.

3. Модератор: ведет процесс, управляет коммуникацией, управляет содержанием.

 

Терминология форсайта:

Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

Технология – это отдельное технологическое решение («новый вид топлива») или пакет технологических решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.

Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.

Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.

Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.

При проведении форсайта важно использовать энергию позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»), а также эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления).

Этапы проведения форсайт-сессии для педагогических работников общего и дополнительного образования Иркутской области в детском технопарке «Кванториум Байкал»:

I такт. Тенденции развития творческого коллектива (на усмотрение рабочей группы возможна корректировка заглавия карты).

 

II такт. Разработка вариантов перспективных проектов с учетом выдвинутых трендов и перспектив их изменений.

 

III такт. Общий пленар.

 

 

Елфимова Татьяна Александровна, кандидат биологических наук,

педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум Байкал»,

ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей