Презентация "Технология Форсайт"
Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – инновационный инструмент моделирования будущего. Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.
Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Результатом форсайта является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.
Форсайт - это процесс, который включает в себя три стадии:
1. Создание образа вероятного будущего.
2. Создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде "дорожной карты".
3. Создание стратегических и экономических договоренностей участников, по поводу того, как эта "дорожная карта" будет реализовываться.
Каким образом использовать эту технологию и зачем нужен форсайт в образовании?
- Чтобы понять, что мешает развитию образовательной организации.
- Прогнозировать развитие организации на перспективу.
- Понять, какие образовательные услуги востребованы в настоящее время, а какие – в будущем.
- Узнать, что делать, для получения конкурентного преимущества.
Основа технологии форсайта заключается в совместной работе участников на так называемой карте времени, работа с образами и схемами, с целью быстрого получения достоверной карты развития образования через определение стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, которые оцениваются голосованием экспертов и накладываются на карту времени.
Рис. 1. Карта будущего. Основные элементы.
Минимальная продолжительность форсайта — 2-4 часа. Оптимальное количество участников форсайта: от 5 до 15 человек. При этом количестве участники еще слышат друг друга и способны порождать новые идеи.
Роли на форсайте:
1. Участники.
2. Ведущий: предварительно проектирует процесс, собирает информацию и анализирует требования, держит участников в "рамках будущего", инструктирует модераторов и участников.
3. Модератор: ведет процесс, управляет коммуникацией, управляет содержанием.
Терминология форсайта:
Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.
Технология – это отдельное технологическое решение («новый вид топлива») или пакет технологических решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.
Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.
Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.
Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.
При проведении форсайта важно использовать энергию позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»), а также эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления).
Этапы проведения форсайт-сессии для педагогических работников общего и дополнительного образования Иркутской области в детском технопарке «Кванториум Байкал»:
I такт. Тенденции развития творческого коллектива (на усмотрение рабочей группы возможна корректировка заглавия карты).
II такт. Разработка вариантов перспективных проектов с учетом выдвинутых трендов и перспектив их изменений.
III такт. Общий пленар.
Елфимова Татьяна Александровна, кандидат биологических наук,
педагог дополнительного образования детского технопарка «Кванториум Байкал»,
ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»