Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской области
Центр развития дополнительного образования детей
Год основания2012 годЯзыки образованияРусский

«ИКТ – ПОРТФЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

 

Нарулина Танзиля Равильевна,

кандидат педагогических наук,

методист, педагог дополнительного образования,

СП «Центр дистанционного образования» ГАУ ДО ИО

«Центр развития дополнительного образования детей»

 

«Ключевые изменения происходят тогда,

когда изменяется учитель»

Я.А. Коменский

 

Мы живем в постоянно меняющемся мире, в котором количество информации увеличивается каждый год в геометрической прогрессии. Наши дети рождаются и живут в мире информационных технологий. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.

«Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога - технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе). Наиболее обоснованным, исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций педагога следует считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы преподавателя (понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие). С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний. Это позволяет сформировать исчерпывающую структуру ИКТ-компетенций педагога. Однако содержание ИКТ-подготовки должно определяться из понимания состояния современных информационных технологий, которые могут быть использованы в образовательном процессе, а также перспектив их развития» [1].

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс в настоящее время осуществляется неравномерно. Наряду с педагогическими работниками, активно использующими ИКТ, достаточно много педагогов, имеющих поверхностные представления об информационных ресурсах и технологиях, возможностях их применения для повышения эффективности педагогической деятельности. Для того чтобы формировать данную компетентность у обучающихся, педагог сам должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, уметь ориентироваться в различных видах цифровых образовательных ресурсов, иметь возможность использовать их для решения различных педагогических задач:

- мотивирования обучающихся;

- постановки целей и задач;

- организации педагогической деятельности;

- оценки результатов деятельности и др.

Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагогов в коллективной информационной деятельности:

- активное и повсеместное использование педагогами дополнительного цифрового оборудования (видео, фото, мультимедийной аппаратуры, аудио оборудования);

- профессиональные навыки выступлений педагога с использованием интерактивных компьютерных сред и цифровых образовательных ресурсов;

- использование ИКТ инструментов управления учебным процессом - электронных баз данных обучающихся, цифровых коллекций образовательных ресурсов;

- внедрение образовательных информационных систем (единой коллекции ЦОР, систем компьютерного тестирования, систем педагогического сетевого взаимодействия).

Использование ЦОР уместны на всех этапах занятия: от актуализации знаний до контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

Рассмотрим типы ЦОРов:

- наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебно¬-методический комплекс (УМК) (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса);

- информационные источники сложной структуры - это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность обучающихся и педагога по одной или нескольким темам (разделам) предметной области;

- инновационные учебно-методические комплексы - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе.

ЦОРы позволяют педагогу использовать совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео- и фото информации, на любом электронном носителе по соответствующей научно-практической области знаний.

Основное требование - электронные издания должны отличаться высоким уровнем исполнения и оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация на дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через интернет-магазины.

 

Виды образовательных ресурсов в Internet

Обучающие информационные материалы

 

- Обучающие модули, занятия и конспекты лекций в виде Internet-презентаций в гипертекстовом формате, с богатыми иллюстрациями, видео- и аудио вставками.

http://fcior.edu.ru/catalog/dopolnitelnoe

https://www.metod-kopilka.ru/

 

- Энциклопедии, справочники, словари, персоналии и тому подобная объёмная, но хорошо структурированная информация

http://ru.wikipedia.org

http://www.gramota.ru/slovari/

http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8

 

 

- Виртуальные экскурсии и путешествия.

Сайты музеев, галерей, выставочных залов можно использовать для проведения такого интересного вида занятий, как виртуальная экскурсия.

http://www.tsaritsyno-museum.ru/

http://www.computer-museum.ru/index.php

http://sergeydolya.livejournal.com/

 

- Виртуальные лабораторные работы.

Компьютер позволяет проводить сложные вычисления и осуществлять наглядную визуализацию результатов. Эти возможности используются для моделирования различных явлений и процессов при организации виртуальных лабораторных работ. Компьютер не только продемонстрирует опыт или эксперимент, который бывает просто невозможно организовать в учебном кабинете, но и поможет, изменяя параметры модели, проанализировать результаты выполненных измерений.

http://www.labrab.ru/

http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=110

http://barsic.spbu.ru/www/lab_dhtml/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/fe2fa68f-4cbb-4317-a21e-40a8adb376b1/109767/

 

- Обучающее программное обеспечение.

На занятиях можно использовать разнообразные обучающие программы: конструкторы, тренажеры, развивающие игры, известные также под названием квесты (от англ. - поиски)

http://www.alhimik.ru/fun/games.html

 

- Виртуальные семинары и консультации.

С помощью различных программных продуктов можно провести синхронные аудио- и видеоконференции или асинхронные консультации с использованием средств электронной почты.

http://pedsovet.org/

http://vmo.obr55.ru/

http://www.ph4.ru/video_teachvideo.ph4

 

- Тестирование.

- Тесты для самопроверки, размещённые на страницах электронного учебника.

- Обучающее тестирование, когда выполнение тестовых заданий чередуется с изучением информационных материалов.

- Аттестация, организованная для окончательной проверки знаний по изученным материалам.

http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka20.htm

http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka20.htm

http://www.belti.ru/vt/sch172/rus/test.htm

 

- Облачные технологии.

https://sites.google.com/site/badanovweb2/

На этой страничке собраны в группы web-проекты WEB 2.0, которые можно эффективно использовать в образовательной деятельности и не только... Слева (меню) они расположены в алфавитном порядке. Все Интернет - сервисы работают онлайн и не требуют оплаты за своё использование.

 

 

Сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0, создан для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, позволяет создавать огромное количество типов заданий. На сайте http://learningapps.org/ имеются готовые интерактивные упражнения, а также можно создать свои упражнения разного типа: игру на развитие памяти, викторину с выбором правильного ответа, кроссворд, ленту времени, можно найти пару, порядок, сетку слов, таблицу соответствий, собрать пазл «Угадай-ка», расставить по порядку, заполнить пропуски, проголосовать и т.д.

Кроме использования готовых цифровых образовательных ресурсов многие творческие педагоги создают собственные программные продукты. Каждый педагог может легко освоить пакет программ из стандартного набора MS Office и самостоятельно создать творческий продукт.

И, в заключение, хотелось бы процитировать слова одного из специалистов в области информатизации образования: «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию».

ИКТ-технологии позволяют сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, способствуют развитию интереса обучающихся к предметной области, стимулируют самостоятельность обучающихся, формирование коммуникативных навыков.

Методически грамотно применяющиеся приемы ИКТ повышают познавательную активность обучающихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

 

Литература

1. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-i-ikt-kompetentsii-pedagoga



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей